В античном театре
мужчины играли женщин, во времена Шекспира на сцену стали выходить
представительницы слабого пола. В пору расцвета феминизма женщины
управляют и мужчинами, и театрами
|
|
Любовь Гурвич:
Я - его
ГАЛАТЕЯ
|
желания. "Летучая мышь" всегда
существовала немного отдельно от других театров. Я не знаю, престижен
ли наш театр - публике решать. Попасть в него нельзя - билетов нет. Он
элитарен, если говорить о вкусе, но в то же время на наши спектакли приходят
совершенно разные люди, и каждый находит здесь что-то свое. У нас аншлаги!
Люди нуждаются в подпитке: смехе, великих иллюзиях, шансе. Театр дает
это уже 13 лет. После спектакля человек оживает. Люди хотят видеть здоровье
и оптимизм.Мы никогда специально не приглашали на спектакли критиков.
Большинство публикаций о нас были в иностранной прессе. На Западе мюзиклы
больше знают и ценят. Григорий Ефимович мечтал о развитии русского мюзикла.
Возможно, и у нас в стране этот жанр скоро начнут понимать.
- Поскольку мюзикл - "не наш жанр", насколько актуальна
тема отъезда за рубеж?
- Мы были во многих странах, только что вернулись из Германии. История,
как известно, повторяется дважды. Но мне бы не хотелось повторять историю
Никиты Балиева, который после революции вместе с первой "Летучей
мышью" покинул Россию. Ни мюзикл, ни кабаре не существовали при советской
власти. "Чтобы осуществить собственные мечты, необязательно уезжать",
- говорил Гриша. От себя уехать нельзя, и гармонию нужно искать внутри
нас. Театр должен работать в столице, а Москва - одна из лучших столиц
мира. Замечательный город, любимый город, и завоевывать надо его, в первую
очередь!
- Зависть - двигатель прогресса в артистической среде, это верный
тезис?
- Успех чужой - он чужой успех. Это надо признать. Зависть я испытываю
только такую: "Жаль, что не у нас так получилось". Чужое место
под солнцем занять нельзя, у каждого оно свое. Нельзя, завидуя, стать
талантливым. Зависть - плохое чувство, оно не двигатель прогресса, я это
точно знаю. Гришка никому не завидовал, ему не надо было. У него было
столько таланта! Он завидовал только одному, что кому-то легко достаются
спонсорские деньги на спектакли.
- На ваших спектаклях аншлаги, у вас великолепная труппа. Чего же
еще желать?
- Удачи и гармонии внутри. Этот я желаю всем. Одна из последних Гришиных
фраз была: "Лучшие годы - это те, которые впереди. Говорится в любом
возрасте и в любые времена".
- Если бы вам позволено было "переиграть" собственную
судьбу, что бы вы сделали?
- Вернула бы Гришу.
© "Московские
Ведомости" 2001
|
Наталья КОНЬКОВА
- Каково быть директором театра? Это, согласитесь, достаточно редкое
занятие для женщины.
- Я не столько директор, сколько хозяйка "Летучей мыши". Я забочусь
о театре и труппе, отвечаю за зарплаты, аренду, хозяйственные нужды. Хороший
хозяин должен делать все, чтобы работающие под его началом люди жили нормально.
А так как театр никогда больших денег не приносил, я стараюсь обеспечить
актеров дополнительными выступлениями, чтобы они зарабатывали и жили достойно.
Художник не должен быть голоден, ему достаточно творческих мук.
- Что вам дал опыт работы с Григорием Гурвичем? Я не затрагиваю
сейчас ваши личные отношения - это отдельная тема.
- 18 лет я сидела рядом с Гришей на репетициях и отборах актеров. Я не
написала ни одной строчки в его пьесы, капустники или сценарии фильмов
и передач, но он часто говорил: "Эту женскую линию должна придумать
ты" или спрашивал, как бы женщина повела себя в данном случае. Гриша
внимательно относился к моему мнению, а я прожила эти года, как говорится,
с открытым ртом. Я считаю, что он меня сделал. Я его Галатея.
- Считается, что жена главного режиссера - особая статья в театре?
- Я была женой популярного человека. Друзья воспринимали нас как единое
целое. Но я никогда не чувствовала себя женой главного режиссера. Отношения
с актерами всегда выстраивала сама. Я актерам и обувь подносила, и костюмером
была, и кофе готовила, и до сих пор это делаю, и считаю, что это правильно.
Но я с них и требую...
- Что сейчас происходит в "Летучей мыши"?
- Театр переехал в новое здание - концертный зал гостиницы "Космос".
В Июле мы начали там работать: сначала была "Великая иллюзия",
потом выпустили "Шанс",
|
спектакль, посвященный памяти Гриши. Все билеты
проданы. В сентябре начинаем играть полный репертуар. В планах - постановка
мюзикла "Эсмеральда" по роману Виктора Гюго "Собор Парижской
богоматери". Идея возникла давно. "Эсмеральда" - романтическая
история. Французский мюзикл, который называется "Нотр Дам",
- это замечательная, изумительно красивая, но концертная постановка, без
драматизма. У нас другая музыка, написанная композиторами Ильиным и Курбацким
раньше "Нотр Дама". В "Эсмеральде" будет драматическая
линия, будут трюки. Балетмейстер Эля Смирнова владеет последними достижениями
в области практически любого модерн-танца.Художники готовят оригинальные
декорации. Режиссер - Владимир Бегма, актер нашего театра. Художественный
руководитель постановки - я. Мы очень стараемся. Посмотрим, что у нас
получится. Во всяком случае, запал невероятный. После этого предстоит
грандиозная постановка "Ольга Чехова. Легенда" - режиссерская
работа Владимира Аленикова. Спектакль-мюзикл о знаменитой русской
женщине, европейской актрисе, разведчице, патриотке, несомненно, повлиявшей
на судьбу столетия. К дню рождения театра 13 марта мы с Виктором Шендеровичем
готовим спектакль о Грише. Это будет постановка, основанная на смешных
историях о "Летучей мыши", Григории Гурвиче и актерах. Я очень
хочу и считаю своим долгом сделать спектакль об очень мудром, очень красивом,
очень талантливом человеке XX века!- Почему вы не участвуете в крупных
театральных мероприятиях и держитесь как бы в стороне от "процесса"?
- Я не знаю, как это делается, куда, например, подаются заявки на фестивали...
С "Золотой маской" у нас была история... Экспертным советом
была выставлена "Великая иллюзия". Но ему рекомендовали не торопиться
с присуждением, потому что стало известно, что награду получит "Метро"
Вот поэтому мы не участвуем. У нас не хватит ни сил, ни денег. Потом тратить
время на тусовку - нет
|