О Т Е А Т Р
Е И
Е Г О А К Т Ё Р Е …
Известны всем черты успеха: Густые краски, простой
сюжет. Немного слёз, немного смеха, Привычный ритм и
большой бюджет!..
«Великая иллюзия» У театра-
кабаре «Летучая мышь» странная, почти мистическая судьба.
Театр с таким названием, под руководством Никиты Балиева, существовал в Москве в начале XX века. Популярный коллектив театра успешно конкурировал с лучшими театральными труппами того времени, но в один не прекрасный день в начале 20-х в полном составе вынужден был эмигрировать из охваченной революционным безумием столицы на Запад. Труппа Балиевского театра успешно работала в Париже, гастролировала на Бродвее. Но театр прекратил своё существование после смерти своего учителя и руководителя, уникальная труппа распалась. Актеры «Летучей мыши» ещё долгие годы блистали на театральных подмостках разных театров мира, и всегда с грустью и гордостью вспоминали свой любимый театр. Спустя 70 лет Григорий Гурвич решил воссоздать некогда знаменитый театр, тем более что сама идея подобного театрального действа была ему очень близка. Это был энергичный, талантливый человек, безумно влюбленный в свое дело… И вот тут вмешалась СУДЬБА. Невольно вспоминается капитан Врунгель: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». «Летучая мышь» Гурвича открылась в тот же день что и Балиевская когда-то. Более того, воссозданный театр начал работать на том же самом месте, что и прежний. Случайность это, или сознательное решение сделать новый театр на исторической почве, мне сказать трудно. Но случилось все так как случилось, история повторилась вплоть до мелочей: не стало Гурвича, прекратил свое существование и сам театр. Теперь актеры театра-кабаре «Летучая мышь», как когда-то их предшественники, являются украшением лучших театрально-музыкальных проектов столицы… Именно об актерах театра хотелось бы сказать особо. Первое впечатление от труппы – восторженное удивление. Они все универсальны: обладают не только отточенной сценической техникой, но и великолепными голосами и пластикой, все красивы и самобытны. И притом что, безусловно, каждый - звезда сам по себе, в целом актерский состав производит впечатление удивительно сыгранной, сплоченной команды, которая создает на сцене НЕЧТО, заставляющее зрителя полностью отключиться от своих забот и с головой погрузиться в атмосферу праздника. Безусловно, это заслуга не только таланта актеров, но и режиссерского гения, который позволил каждому из них выглядеть на сцене личностью, индивидуальностью. Типажные образы на сцене менялись с такой молниеносной быстротой, что было трудно уловить момент чудесного перевоплощения, актеры, казалось, сами получали кайф от этого лицедейства. Каждый спектакль «ЛМ», будь он грустный или веселый, оставлял после просмотра послевкусие, как дорогое, выдержанное вино. И ловишь себя на мысли что невольно, мысленным взором возвращаешься к сюжету, находя новые краски, оттенки, улавливая то, что осталось за кадром… «Летучая Мышь» появилась в моей жизни случайно. Как всегда это бывает впервые, приходишь на спектакль и вдруг понимаешь, что это - твое. После первого спектакля был второй, третий… Появилось желание увидеть весь репертуар, побольше узнать о театре, об актерах. Талант очень притягателен. В этот театр хотелось приходить еще и еще, всякий раз с удивлением открывая для себя что-то новое в уже знакомых образах. Но главным, наверное, все-таки была необыкновенная атмосфера и та сумасшедшая энергетика, которой актеры щедро делились с благодарной публикой. Можно смело сказать, что билет на спектакль «Летучей мыши» являлся универсальным средством от хандры и плохого настроения, ощущение праздника сохранялось в душе надолго. Безумно не хочется обделить кого-то вниманием, все актеры, я подчеркиваю, все актеры этого уникального театра являются бесспорно (по-своему) неординарными и талантливыми личностями, и очень радостно видеть, что они не остались незамеченными, не затерялись в огромной массе актерского рынка, часто невостребованного. Они все - замечательны и достойны самых лучших театральных площадок и лучшего материала. Но иногда «воля судьбы» (которая, как известно, неумолима), играет свою роковую роль. Так, например, случилось с «Норд-Остом», в труппе которого были заняты многие актеры «ЛМ». Неблагодарное дело - перечислять фамилии всех любимых, можно кого-то упустить из виду и потом себе не простить. Но мои воспоминания ни в кой мере не претендуют на профессионализм театрального критика или эксперта. Это просто искренние чувства восторга и благодарности талантливому режиссеру и блистательной диадеме актеров, которая после распада театра рассыпалась на множество ярких, сверкающих своим талантом бриллиантов. Об одном из них, особенно ярком, хочется рассказать отдельно. Он обратил на себя внимание на спектакле «Великая иллюзия». Это, пожалуй, самый любимый из всех спектаклей «ЛМ», поэтому пересмотрен он был несчетное количество раз. Сам спектакль достоин отдельного рассказа, хотя уже сказано и написано много. Но не буду отвлекаться от НЕГО. «Симпатичный молодой человек и просто уникальный голос», - вот было первое впечатление. За его «Old Man River» в «Иллюзии» действительно можно было продать «душу дьяволу»…Про «Phantom of the Opera» я уже не говорю. Это было потрясающе! Потом был спектакль «Я степую по Москве». И недоумение вначале: «Как, он там почти не поёт?», окупилось сторицей великолепной драматической игрой. Весь спектакль был сделан в классической для Гурвича манере, все действо разбито на эпизоды, в которых каждый актер играет несколько ролей, и он был грустен, весел, наивен, надменен и даже смешон, и всегда на сцене появлялся новый персонаж, абсолютно органичный в своем амплуа. Эти мгновенные перевоплощения поражали и завораживали. Интерес к нему возрос невероятно. Потом были «Это – Шоу-бизнес», «Вам позволено переиграть», «Сто лет кабаре», «Волшебное путешествие», «Шанс». На двух последних спектаклях хочется остановиться подробнее. «Волшебное путешествие» - это искрометная, веселая, смешная и грустная музыкальная история для детей, написанная музыкальным руководителем театра Романом Берченко. У него в этой постановке было сразу несколько совершенно противоположных ролей и масса вокальных номеров. Он был и добрым эльфом и грозным пиратом, щедрым итальянцем-поваром и капризным королем… Целая вереница образов, таких разных и таких ярких. Мне посчастливилось видеть этот спектакль не однажды, и просто потрясающа была реакция зала! Дети – это же самая искренняя и щедрая на эмоции публика, любую фальшь они чувствуют сразу. Действие спектакля предоставляло актерам возможность импровизации, и они всегда это использовали. Я не помню, чтобы он хоть раз повторился! Всегда герои были разными, но какими! Этот простор для импровизации делал детскую сказку похожей на озорной капустник, актеры «хулиганили» вовсю, приводя в полный восторг малышей и их родителей. «Сундучок, сундучок… Коньячок! Пять звёздочОк!». Зал заводился мгновенно, и начинал активно участвовать в самом сюжете. Неудивительно, что по окончании спектакля мамы и папы стремились узнать «где можно посмотреть ещё спектакли ЭТОГО театра?». На него обращали особое внимание… Хочется сказать несколько слов о последнем спектакле театра по мюзиклу Дж. Кирквуда «A Chorus Line». «Шанс» рождался очень трудно, это была еще задумка Гурвича, которую он не успел воплотить в жизнь. В спектакле пытались сохранить Гришин «почерк», но премьера вышла «сырой», явно не хватало какой-то «изюминки», у всего действа не было ГЕРОЯ. Премьера миновала, но неудовлетворенность результатом не давала покоя, и вскоре спектакль появился в новой редакции. Были дописаны диалоги, развита линия взаимоотношений главных персонажей и, самое главное, ОН был введен на главную роль. Не хочу обижать первого исполнителя роли Зака, возможно, «недоразвитость» сюжета была виной неудач, но с введением ЕГО, весь спектакль приобрел особую глубину и драматизм, на сцене появилась яркая личность. Череда настроений была разыграна превосходно: то он - строгий, даже жестокий, бескомпромиссный режиссёр (вот и пригодилась специальная режиссёрская подготовка!), то просто влюблённый человек, такой ранимый… «Но порой, Боже мой, режиссёр кричит: это не так, это не сяк, всё вы сыграли наперекосяк!». В рисунке образа каждая мелочь играла свою роль, кажется, даже огонек сигареты. Спектакль просто ожил! А потом был декабрь 2001 года, последняя, всеми любимая «Великая иллюзия»… Это был очень грустный день. Грустно было всем – и зрителям и актерам. Зрители теряли полюбившийся театр и зажигательную, удивительно талантливую труппу, актеры же теряли свой ДОМ. «Все усилья станут пылью, если плох финал…» Спектакль был отыгран безукоризненно, но настроение актеров все-таки ощущалось. Сообщить о том, что спектакль «ПОСЛЕДНИЙ» после его окончания, было очень гуманно по отношению к тем зрителям, которые в этот вечер впервые пришли в театр. Благодаря этому, они на протяжении всего представления даже не догадывались, каких усилий стоит актерам на этот раз играть этот спектакль-праздник. Никогда не забуду тот момент, когда Наталья Трихлеб вышла на сцену и сказала: «Уважаемые зрители! Это был последний спектакль театра «Летучая мышь». Мы посвятили его памяти нашего художественного руководителя и любимого учителя Григория Гурвича». И тогда актёры, эти мужественные, красивые люди уже не скрывали своих слёз… Время не стоит на месте. Появляются новые театрально-музыкальные проекты, где принимают участие бывшие актеры театра «Летучая мышь», и это очень радостно. Но нам, завсегдатаям ТОГО театра, очень не хватает той теплоты которая исходила от этого удивительного коллектива, мы безумно скучаем по той атмосфере… Благодаря этому театру, многие, как и я, открыли для себя жанр мюзикла, а вместе с ним, огромное музыкальное наследие, прекрасные, трогательные, музыкальные старые фильмы. Сейчас уже невозможно представить свою жизнь без них, а тогда (стыдно признаться), я имела обо всем этом очень поверхностное представление. Это уже потом появились в Москве «Metro», «Notre Dame de Paris», «CHICAGO»… А тогда, этот жанр почти не был известен у нас, точнее, не был настолько популярен. Именно спектакли этого театра заронили интерес, а затем и желание узнать больше. И ещё… Этот театр подарил мне ЛЮБИМОГО АКТЁРА. В «Летучей мыши» он был студентом, солдатом, эльфом, министром, режиссером, мушкетёром, психологом Кюрманом, певцом Элвисом Пресли, библейским Иудой и даже двойником А.П.Чехова. Многим актерам за всю творческую жизнь невозможно осуществить подобное, Гурвич же, предоставлял своим артистам такую возможность. Теперь он – Граф Капулетти в «Romeo & Juliette», а совсем недавно - архидьякон Клод Фролло в «Notre Dame de Paris». Как, я до сих пор не назвала имени? Его имя – АЛЕКСАНДР МАРАКУЛИН. По сути, всё мое пространное повествование является признанием в зрительской любви к театру и к этому актеру. Всё, что мне посчастливилось видеть в его исполнении, уверило меня в уникальности и многогранности его таланта. В последнее время зрители смогли услышать и увидеть его в наиболее успешных на сегодняшний день мюзикловых проектах «Notre Dame de Paris» и «Romeo & Juliette». Однако роли в этих мюзиклах, на мой взгляд, дают очень однобокое представление о его даровании. Но главное, что он был замечен и вызвал большой интерес, как критиков, так и публики, это дарит надежду на новые перспективы. Александр обладает редким сочетанием прекрасного вокала и универсальной актерской техники, он прошёл огромную школу в «Летучей мыши», поработать в такой «команде» и с таким «командиром» - большое счастье. А ещё, он обладает чем-то, что не укладывается в рамки системы Станиславского, этому нельзя научить, это воздействует подсознательно на зрителя и, вероятно, называется АКТЁРСКИМ ПРИЗВАНИЕМ. К сожалению, это - самое важное для актёра - качество присуще далеко не всем выпускникам театральных ВУЗов. У Александра оно есть, и именно в нём кроется та чарующая магия, которая околдовывает зал во время его появления на сцене. А редкой красоты бархатный баритон довершает очарование, и ты понимаешь: «Ты гибель моя…» Очень хочется для него разноплановых, интересных, красивых, неожиданных ролей, чтобы они позволяли реализоваться полнее, давали возможность сверкнуть всеми гранями своего таланта. Безумно грустно сознавать, что те удивительные времена «Летучей мыши» уже никогда не вернуть. «Поиск истины не составляет содержания человеческой жизни, скорее оно состоит в поиске подтверждения нашим заблуждениям и иллюзиям». Но кто знает, возможно кто-то, как когда-то Григорий Гурвич, задумает возродить театр вопреки суевериям. Возможно, он будет иметь другое название, но главное - сохранит дух тех театров, их необыкновенную атмосферу любви и творчества. И вдруг, снова случится чудо – корабль-путешественник неожиданно трансформируется в оперный зал с ярусами и лоджиями, унося зрителей в волшебный, музыкальный мир великих иллюзий… До тех пор, пока будут люди, готовые существовать в этом мире, остаётся надежда на последователей Балиева и Гурвича. И очень хочется верить, что однажды театр восстанет, как библейская птица Феникс из пепла, и будет снова радовать зрителей и рождать новых звезд.
|
© Идея, дизайн и создание сайта - Тигран Закоян 2000-2001
© Графическое оформление- Caltrop 2000-2001
Техническая поддержка Logix Telecom Ltd.